Ответ на этот вопрос неоднозначен, потому что подростку иногда приходится стать самому себе воспитателем. Миллионы детей и родителей проходят через сложные ситуации, после которых часто возникает взаимное непонимание. Потом такое непонимание переходит в конфликт, а иногда и вовсе в домашнюю войну. Что можно сделать в этом случае? Ребенок не может справиться с такой ситуацией. Можно помочь ему разобраться, что же происходит. Можно научиться владеть собой в этой непростой ситуации и постараться не доводить ситуацию до конфликта. Но бывают ситуации не контролируемые, когда родители поднимают руку или наказывают психологически, ущемляя ребенка в правах. В таком случае ему может понадобиться поддержка социальных служб и психологов. Для этого можно сделать анонимный звонок или описать свою ситуацию на сайте. Обращение всегда останется анонимным – таковы правила работы этих социальных служб.
В сентябре 2014 года в федеральном и региональном пространстве будет представлен социальный проект "Сам себе воспитатель", который реализует АНО «Лаборатория социальной рекламы». Проект является продолжением социальной кампании 2012 года "Папа, не бей". Цель проекта – напомнить детям об их правах. Сайт проекта в первую очередь должен помочь детям узнать о своих правах. На сайте ребенок, попадая в глобальное сообщество подростков, сможет работать в команде своих сверстников. На сайте подростки являются не только участниками, но и полноценными создателями и партнерами этого интернет-ресурса.
Переходный возраст – это то состояние, когда очень хочется быть взрослым. Но родители не всегда готовы понять своего ребенка. Интернет-портал «Сам себе воспитатель» учит детей уметь признавать свои ошибки, пытаться понять родителей, разобраться в возникшей ситуации. Сайт поможет правильно выстроить диалог с родителями, научит сглаживать ситуации. Вам надо в чем-то признаться, или что-то сообщить, за чем, возможно, последует наказание, скажите: «Мама, я хочу тебе кое-что сказать, но я боюсь, что то, что я скажу, очень расстроит тебя или разозлит».
Дети, которые живут в ситуации домашнего насилия, часто не могут поддерживать отношения со сверстниками, отказываются ходить в школу, опасаясь, что об их семейной проблеме узнают друзья. Если дома конфликт, дети могут быть чрезмерно агрессивными или наоборот слишком пассивными, на любые реплики в их адрес, обзываются, стараются нападать, говорят о самоубийстве. Но в разговоре с подростком нужно быть очень осторожными, так как агрессивное поведение ребенка может быть вызвано и другими проблемами.
Важно так же помнить, что помимо физического и сексуального, насилие может быть психическим. Это вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие даже не воспринимают его как насилие. Оно выражается в бранных словах, крике, угрозах, повышении голоса. Часто дети могут не подвергаться насилию, но быть свидетелями жестокости в отношении близких людей. Такие дети могут испытывать эмоциональный дискомфорт, вызываемый чувствами вины и ответственности за то, что в семье происходит насилие, страха, вызванный тем, что они сами, так же, как и близкие, могут пострадать физически от насилия, стыда, что это происходит только в их семье. В итоге это приводит к социальной обособленности и одиночеству, так как дети не могут доверить эту семейную тайну никому.
Уметь подростку быть воспитателем самому себе, при отсутствии такого среди окружающих его взрослых, трудный, но порой единственный выбор.
Представителей регионального отделения Общероссийского народного фронта в Карелии беспокоит ситуация, которая сложилась с выполнением приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в Питкяранте...